На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации.

Сказанного выше позволяет конкретизировать данное ранее определение российской цивилизации.

 

Российская цивилизация – самостоятельная цивилизация в составе мирового сообщества. Истоки российской цивилизации связаны с принятием православного (греческого) христианства из Византии. Ее основные особенности определились природно-климатическими и географическими условиями России: равнинностью территории, континенальностью, суровым и неустойчивым климатом.

 

Существенное влияние на характер российской цивилизации оказали православная вера и нравственное учение православия. Трансформации российской цивилизации связаны с реформаторской деятельностью Петра I,  с масштабной модернизацией 18-го века, с советским и постсоветским периодами.  Однако сохранилось главное – этно-конфессиональное ядро и культурно-генетический код.

 

Культурно-генетический код определяет спектр возможностей данной цивилизации, набор вариантов, полный перечень которых неизвестен, но признаки которых можно обнаружить при анализе пройденного исторического пути. В культурно-генетическом коде присутствует ряд полярностей и ряд линий, промежуточных по отношению к полюсам. Вопрос о том, какая из них главная, как и вопрос о полном перечне тенденций, может быть окончательно решен только при условии, если история России окончательно завершена, — тогда бы она стала обозримой в целом. Однако, мы живем внутри незавершенной истории, поэтому не вправе делать вид, что противоречия окончательно разрешены. Это тем более справедливо, что полярность генетического кода проявляется не только в прошлом, не только в том, что уже совершилось,  но и в наших суждениях об этом прошлом.

 

В культурно-генетическом коде выражаются общественный идеал, приоритетные ценности, свойства духа цивилизации. Основным носителем культурно-генетического кода является этно-конфессинальное ядро цивилизации. Этно-конфессиональным ядром российской цивилизации являются русский народ и русское православие, при ярко выраженных многоэтничности и многоконфессиональности.

 

Ее ОБЩЕСТВЕННЫМ ИДЕАЛОМ  стала и остается до сих пор идея «Великой России». Общественный идеал Великой России, в связи со значительным территориальным расширением и включением в состав России множества народов различного вероисповедания, пришел на смену идеалу «Святой Руси», характерному для Руси Московской. Последний не утратил  своего значения, но уже не мог иметь универсального смысла, в силу ярко выраженной многоконфессиональности новой России. 

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ  этой цивилизации - СПРАВЕДЛИВОСТЬ, понятая как воздаяние за добро и наказание за зло, - в противовес западной формальной законности и восточному равенству, КРАСОТА в собственно эстетическом смысле, в противовес западной рациональности и целесообразности, ПЕРСОНАЛИЗМ - срединная позиция, в противовес западному индивидуализму и восточному коллективизму, ЛЮБОВЬ т. е.  не холодно-отстраненное отношение к миру и другому человеку, а отношение любовно-заинтересованное, душевное (А. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Соловьев, Ф. Достоевский и др.), «участное» (М.Бахтин). 

 

ДУХУ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ присущи:  ШИРОТА МЫСЛИ - масштабность видения мира, постановки задач, характерное стремления не утонуть в деталях, не ограничиваться только близким, непосредственным, заглянуть в глубь, "дойти до самой сути", приоритет содержания перед формой, сущности - перед явлением и т. д.; ДУШЕВНАЯ ЩЕДРОСТЬ  -  стремление не "выпячивать" собственное "я",  делиться своими радостями и печалями, готовность к общению, известная бесшабашность, удаль, и т.д., ,; ДЕЛОВОЙ МАТЕРИАЛИЗМ - высокая оценка того знания, которое служит решению практических задач, приоритет дела перед словом, практики - перед теорией; это качество, как и предыдущее (душевная щедрость) в своих истоках, несомненно, связано с исихасткой традиций русского православия, о которой мы говорили выше, а также с суровостью климатических условий большей части территории России.

 

Отметим также и характерную СКЛОННОСТЬ К САМОИРОНИИ, ШУТКЕ, РОЗЫГРЫШУ  - "смешливость - в природе русского крестьянина" (Пушкин), "русская литература началась с сатиры" (Белинский), "всешутейший собор" Петра, шутовские розыгрыши великого полководца А. В. Суворова, и др.

Истоки общественного идеала «Великая Россия», вероятно, лежат в ХV – ХVI и связаны со значительным территориальным расширением Московского царства во время правления Ивана III Великого и Ивана IV Грозного. Однако он не закрепился, поскольку в последующем при Алексее Михайловиче с возникновением идеологии «Москва – Третий Рим». Россия вернулась к традиционной для себя роли – роли наследницы Византии и продолжательницы ее дела. Идеал же «Великая Россия» предполагает самостоятельность роли России, известный отказ от того, чтобы считать себя чьей-то наследницей. Поэтому этот идеал постепенно закрепляется с эпохи Петра I. 

 

Очевидно, что во время правления Екатерины II он уже полностью вытеснил из сознания россиян понимание роли России как наследницы и продолжательницы дела Византии: Россия становится самостоятельным и значительным фактором европейской и мировой жизни: внутренняя жизнь России уже не ориентирована на византийские образцы. Россия присоединяет северное и часть восточного Причерноморья  -  Новороссию и начинает строительство целой цепи новых городов вдоль черноморского побережья – от Одессы, далее Херсон, Севастополь как главная база черноморского флота, Новороссийск, Екатеринодар (в советское время переименованный в Краснодар).

 

В дальнейшем восприятие собственной страны как одной из великих держав, как важного фактора международной жизни, становится некой естественной нормой. Тем более, острой была боль от поражения в русско-японской войне 1905 г. Тем не менее, объявление войны со стороны Германии в 1914 было встречено уверенностью в победе.

 

В советское время, особенно после победы в Великой Отечественной войне, а затем достижений в космической, ядерной и других сферах, побед в спорте восприятие собственной страны как великой державы вновь становится нормой.В постсоветский период идеал Великая Россия стал постепенно возрождаться. «Очень важно, что в сознании всех поколений россиян четко наметилась совершенно новая, невиданная в последние десятилетия тенденция к росту патриотизма, - отмечает А. В. Сергеева. - Как бы ни была неприятна ситуация в стране, у россиян нет стремления «поджечь» свой дом, каким бы плохим он ни был, как бы тяжело в нем не жилось. Большинство народа хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем богатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы» [Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность.М.: Флинта : Наука, 2012. – С. 216]. Автор подтверждает свой вывод данным целого ряда социологических исследований и опросов.

 

Отметим, что все перечисленные характеристики являются, конечно, положительными. Однако они имеют и обратную, т. е. отрицательную сторону, ведь, как известно, наши недостатки, как правило, - продолжение наших достоинств. Так,  первоочередная ориентация на моральную справедливость, в целом выступает как положительное качество. Однако, такая ориентация, чревата также недооценкой формальной законности, права, и даже - правовым нигилизмом. Ориентация на красоту в собственно эстетическом смысле, выражает положительное стремление не ограничиваться утилитарностью. Но она имеет и оборотные негативные стороны, такие как нерациональность, неоптимальность, недостаток целесообразности в организации труда, быта, управления и др., т. е. всех сторон жизни цивилизации. Широта мысли, выражающаяся, в частности в масштабности видения мира и масштабности постановки задач, позволили добиться впечатляющих успехов мирового значения, таких как, покорение Сибири, освоение северного морского пути, Арктики, Дальнего востока, выход человека в космос, ядерная энергетика и др. Однако свойство широты мысли, как правило, влечет за собой характерно российское невнимание к деталям, привычку ограничиваться взглядом «в общем и целом», взглядом «с высоты птичьего полета». Как правило, русскому претит «муравьиная хлопотливость», т. е. стремление все просчитывать и рассчитывать до мелочей, свойственная человеку запада.Все перечисленные характеристики культурно-генетического кода имеют долговременный характер. Так, невнимание к деталям, как это ни странно на первый взгляд, остается устойчивой чертой при разных общественно-экономических устройствах: в России дореволюционной, в России советской, в России последних десятилетий.

 

Вследствие этого, в частности, труд в России, нередко страдает плохой организацией, недостаточной методичностью. Российскую продукцию легко можно отличить по наличию недоделок, по тому, что считается «мелочью» - этикетка на хороший по качеству продукт может быть наклеена «набок» или «вверх ногами», упаковка не отличаться ни привлекательностью, ни удобством, вполне ожидаемо, что автомобиль, оснащенный хорошим двигателем, будет иметь недостатки в комфортности, двери его не будут закрываться плотно, а вскоре выясниться, что таких «мелочей» наберется достаточно много. Неслучайно, что в тех сферах производства, где России удалось добиться значительных успехов, - космическое и авиастроение, атомная промышленность, производство военной техники и вооружений и др., - всегда существовала особая система контроля, - многоступенчатая и к тому же, как правило, подведомственная военным и другим «компетентным» органам.Сказанное говорит о том, что внимание к деталям не рождается в российских условиях само собой, его следует воспитывать и целенаправленно культивировать. В отдельных случаях, конечно, не обойтись и без особо жесткой системы контроля. Но невозможно и нереалистично, конечно, идти по пути установления тотального контроля. Следовательно, тщательность и аккуратность следует воспитывать с самого раннего возраста. 

 

Таким образом, опыт развития цивилизации свидетельствует, что уповать на то, что с изменением общественно-экономической системы автоматически произойдут изменения глубинных структур цивилизации, в частности, изменится устоявшийся менталитет, не приходится. Ломать же его насильственно, не только нравственно недопустимо (что крайне важно), но еще и чрезвычайно опасно. Дело в том, что негативная сторона той или иной черты накрепко связана («спаяна») с позитивной. Так, невнимание  к деталям, как отмечалось, есть оборотная сторона стороны широты мысли и духа. Поэтому бороться с негативной стороной следует так, чтобы «не выплеснуть вместе с водой ребенка». А это значит, уделять воспитанию тщательности, аккуратности и ответственности особое внимание. Но при этом, следует всемерно поддерживать и бережно сохранять то, что всегда было великим достоянием российского духа. К счастью, тип личности, подобный чеховскому «человеку в футляре» остается в российском сознании отрицательным персонажем. 

 

Российскому мышлению присущ интерес к проблемам глобального масштаба, его интересует положение человека не только в обществе, но и во Вселенной, в космосе. Его широта мысли находит отражение в том, что Достоевский назвал «всемирной отзывчивостью», а также в произведениях великой русской классической литературы, в искусстве, философии, в достижениях науки и технологии.

Картина дня

наверх