Период после 1991 года в России, как и во многих других странах постсоветского пространства, отмечен принципиально новыми этническими явлениями и процессами. Они связаны, прежде всего, с началом массовой миграции с юга. Применительно к России в конце 1980-х – 90-х это была миграции главным образом из закавказских республик (ставших независимыми), из Украины и из Китая. В 2000-е основной поток мигрантов пошел из республик Средней Азии.
Россия вошла в принципиально новую эпоху - эпоху резкого изменения национального и расового состава населения. Наступившая миграция по своим масштабам, значительно превзошла все предыдущие миграции, которые имели место на всем протяжении российской истории. Хотя сегодня нет оснований полагать, что ее результатом станет превращение российских городов в подобие американских Нью-Йорка или Сан-Фрациско с характерным для них крайне пестрым расово-этническим составом, с отсутствием ярко выраженного количественного преобладания одной этнической группы, однако последствия миграции нельзя недооценивать.
Процесс притока огромного числа выходцев из Азии и Африки активно развивается в последние десятилетия в странах Западной Европы. Европа все больше начинает напоминать Нью-Йорк или Сан-Франциско. Париж, Рим и многие другие города становятся местами, в которых коренные жители вот-вот превратятся в меньшинство, утонувшее в океане выходцев из южных стран афро-азиатского континента. Отметим, процесс миграции в Европу начался не в 2014 – 2015 гг. как результат бомбардировок странами НАТО Ливии, «революции» в Тунисе, вторжения американских войск в Ирак, войны в Сирии, а гораздо раньше. В 2014 – 2015 в результате названных событий он лишь интенсифицировался.
Напомним слова выдающегося итальянского писателя, философа и социолога Умберто Эко (умер в феврале 2016), который еще в 1998 году писал: “Сейчас в Европе впервые за 15 веков мы находимся перед новой волной массивной миграции, последняя миграция была миграцией готтов и висиготтов, которая изменила генетический и лингвистический состав этого континента. Сейчас мы стоим перед той же проблемой: с юга идет огромный поток, который ничто не может затормозить - ни один министр внутренних дел, ни один закон не сможет остановить эту волну, и вполне возможно, что через пятьдесят лет президентом Франции, например, станет араб или китаец, а будущий Папа Римский будет негром.” Умберто Эко предостерегает, что “такие перемены не могут происходить мирно. Они вполне могут вызвать кровавый период нетерпимости, и нужно приготовиться его пережить: это может быть проблемой будущего века.” [Интервью У. Эко корреспонденту «Независимой газеты»//Независимая газета. Ex libris. Книжное обозрение. 28 мая 1998. ]
Факты говорят о том, процессы в России развивались в общем и целом в том же направлении. Так, наплыв азербайджанцев в конце 80-- 90-е годы был по своим масштабам беспрецедентен: на начало 2000-х годов в Москве их уже насчитывалось свыше двух миллионов, т. е. около четверти всего населения. В 90-х и в начале 2000 гг. ежедневно в Москву прибывало свыше четырехсот азербайджанцев. В последующем, социально-экономическая ситуация в Азербайджане значительно улучшилась, соответственно – значительно уменьшился приток мигрантов из этой страны в Россию. Тем не менее, следует подчеркнуть, что далеко не все выходцы с юга рассматривают свое существование в Москве или других городах как временное. Напротив, по прошествии определенного периода пребывания они стремятся основательно закрепиться в Москве, не теряя, разумеется, связи с родиной.
Несомненно, что установить будущие временные границы самого явления фактически невозможно, поскольку совершенно невозможно определить, когда в южных республиках экономическая ситуация стабилизируется настолько, что пребывание выходцев из них в России потеряет свой смысл. Не исключено, что такое время не наступит никогда, или только после того, когда значительное число южан уже укоренится в России. Кроме того, отнюдь не очевидно, что современная массовая миграция связана исключительно с неблагополучным экономическим положением на родине мигрантов.
Россия притягательна не только для бедных, которые не в состоянии обеспечить себе минимум существования на родине. Россия остается и останется в будущем притягательной и для относительно богатых или даже для очень богатых выходцев из южных краев бывшего Советского Союза, поскольку в России они приобретают возможности для бизнеса, несравненно превышающие те, которые открываются на родине. Богатейшие ресурсы, огромная территория, финансовые потоки, несравнимые по своим масштабам с имеющими место в рамках относительно небольших экономик других республик, относительная близость российских центров по сравнению с удаленностью западных, наконец, доступность русского языка и наличие приобретенных в советское время старых связей - все это является стимулами к миграции в Россию самого разного по своему составу населения с юга. Поэтому коренным образом ошибочно рассматривать происходящее как разновидность сезонных "отхожих промыслов", популярных в далекие времена, - мы имеем дело с совершенно иным процессом – масштабным заселением территории России выходцами из других стран.
Отметим, что к 2012 - 2013 гг. в России в результате принятых законодательных мер процесс миграции стабилизировался. Численность мигрантов не возрастает: легально в России находится порядка 8-ми миллионов человек, еще порядка 2-х млн. - нелегально. Думается, что Россия в принципе прошла тот период, когда проблема отношений мигрантов и местного населения стояла исключительно остро. Решение этой проблемы стало возможным, благодаря усилиям руководства страны.
Обучение в российских ВУЗах студентов из стран Востока и Африки, разумеется, не имеет никакого отношения к процессам массовой миграции, о которых идет речь. Студенты этих стран оказываются порой в роли невинных жертв тех процессов, к которым они не имеют отношения. Особенно дикими являются нападения на выходцев из Индии. Индиец с детства воспитан в моральных традициях ненасилия. Для него насилие недопустимо даже по отношению к явному врагу, явному угнетателю, не говоря уже о немотивированном насилии. Поэтому выходец из Индии не только не готов к тому, чтобы оказать сопротивление, но и испытывает сильнейшее психологическое потрясение нападения на него со стороны незнакомых людей. Так называемые “скинхеды” 90-х нападали именно на тех, кто не способен оказать сопротивление. Впрочем, следует особо подчеркнуть, что посредством конфликтов и столкновений, проблема миграции неразрешима в принципе.
В России уже происходит новое смешение рас и национально-культурных типов. Какие выводы вытекают из констатации беспрецедентной массовости и новизны современных миграционных процессов? - Встречать мигрантов «с распростертыми объятьями»?
Что касается актов насилия в отношении к пришельцам, то никакого вопроса здесь возникать не должно, - их виновники должны быть найдены и наказаны в соответствии с законом. Но некоторые наши «либералы» 90-х видят в фактах насилия лишь поверхностную часть айсберга: иначе они вряд ли прибегли бы к понятию фашизма и разворачивали столь масштабную кампанию. Имеется в виду, что российское население, различными способами высказывало в 90-е – начале 2000-х недовольство массовым притоком мигрантов, чего, согласно мнению «антифашистов», оно делать не должно.
Видимо, с точки зрения «антифашистов» (российских оппозиционных либералов), чтобы не попасть в ряды «фашистов», местные жители, должны торжественно встречать мигрантов с охапками цветов, с хлебом и солью, под торжественные звуки музыки, и делать это желательно прямо уже на вокзалах и аэропортах, куда выходцы с Юга ежедневно прибывают сотнями, со всем своим скарбом, женами многочисленными детьми и т. д. Но российское население, почему-то не делает этого, - возмущаются «антифашисты». Более того, многие в той или иной форме высказывают свое отрицательное отношение к мигрантам. Так вот же он «фашизм», искомый и столь желанный для некоторых либо близоруких, либо откровенно антироссийски настроенных политиков, как западных, так и находящихся внутри России!
Между тем, не требуется большого ума, чтобы понять – факт массового и резкого наплыва пришельцев не может не вызывать ответной реакции местного населения. И такая реакция не может не быть никакой иной, кроме как негативной.
Во-первых, наплыв пришельцев осложняет, и без того сложное, положение на российском рынке труда. Пришельцы вытесняют укоренившееся население с обширных сегментов этого рынка. Вытеснению способствует дешевизна рабочей силы пришельцев: они готовы работать за те деньги и на тех условиях, с которыми россиянин не согласился бы. Кроме того, происходит демпинг, т. е. удешевление рабочей силы в целом, поскольку наличие резервной дешевой рабочей силы, опускает уровень оплаты труда в целом. Работодатели в области строительства, ремонта, сферы обслуживания и др. используют труд приезжих гораздо более охотно, чем труд коренного населения, поскольку их труд дешевле, они готовы работать без юридически оформленных договоров. С главой клана, например, узбеков, можно договориться в устной форме, а далее этот глава все организует сам, опираясь на национальные традиции беспрекословного подчинения старшему.
Во-вторых, такие крупные и прочно организованные общины как азербайджанская, китайская, вьетнамская уже полностью монополизировали рыночную торговлю продовольствием и промтоварами. Все рынки Москвы в 90-е – начале 2000-х годов находились под тотальным контролем азербайджанцев. Всякая же монополия ведет к отрицательным последствиям: росту цен, пренебрежительному отношению к покупателю. Она основывается на коррупции и постоянно подпитывает ее.
В-третьих, массовая миграция способствует росту преступности. Это происходит, отнюдь не потому, что вновь прибывающие в силу своей национальности, якобы, имеют особую склонность к деяниям преступного характера. Причина в том, что, оказавшись в России, выходцы из других краев, лишаются того общественного контроля за поведением, который на их родине осуществлялся со стороны старших по возрасту, родственников, знакомых и т. д. В новой стране, особенно, в крупных городах, они оказываются предоставленными самим себе, постоянный внешний контроль отсутствует. Милиция и правоохранительные органы вступают в действие лишь по факту преступления, т. е. когда человек уже вступил на неправедный путь.
В-четвертых, в крупных городах России образуются национальные общины, которых ранее не существовало. Такие общины характерны для азербайджанцев, вьетнамцев, китайцев. В рамках этих общин действуют моральные правила и нормы поведения, испокон века свойственные данным народам. Эти правила и нормы определяют поведение членов общины, требуют от них соблюдения моральных принципов. Но моральные принципы относятся только к отношениям внутри общины. Они не переносятся на местное население, которое воспринимается как чуждое. Следовательно, по отношению к представителям местного населения пришельцы чувствуют себя не связанными никакими моральными ограничениями. Их поведение диктуется только соображением получения денег. Отсюда – полное пренебрежение к российскому населению, к власти, закону, культуре и т. д.
Таким образом, массовая миграция порождает весьма серьезные проблемы. Эти проблемы не имеют никакого отношения не только к «фашизму», но и даже к межнациональным отношениям. Это противоречия между коренным населением, и теми, кто прибыл и продолжает прибывать на данную территорию. Национальный аспект это противоречие приобретает в силу того, что пришельцы относятся к национальности, отличной от тех национальностей, которые давно привычны для данной местности. Каковы важнейшие выводы из сказанного?
Во-первых, следует еще раз подчеркнуть никакими усилиями власти и любых других сил процесс миграции уже невозможно повернуть вспять, тем более, - насильственно депортировать всех мигрантов на их родину. Вероятно, это можно было сделать на раннем этапе, в 80-х - начале 90-х годов. Страны Балтии, т. е. республики бывшего СССР Латвия, Литва и Эстония, уже в то время обратили внимание на опасность резкого притока населения их южных республик и приняли самые серьезные меры. Сегодня в этих странах подавляющее большинство рыночных торговцев состоит из представителей коренной национальности и тех русскоговорящих, которые давно проживают в этих странах. Ни азербайджанцев, ни китайцев нет и в помине. Во-вторых, для российского общества, взятого в целом, миграция экономически выгодна. Мигранты (за исключением торговцев) создают в России гораздо большую прибавочную стоимость, чем те суммы денег, которые они отправляют на родину.
Государственная власть должна принять все меры к тому, чтобы положить конец стихийности и неуправляемости процессов миграции: они должны быть введены в строгое правое русло. Важно также наладить эффективную систему контроля по предотвращению нелегальной трудовой деятельности мигрантов на территории России, по прекращению ими нелегального вывоза из страны природных ресурсов. Все это задачи государственной власти. Для решения этих задач необходимо, конечно же, искоренить коррумпированность чиновников, полиции, всех представителей власти, имеющих отношения с мигрантами.
Однако власть не в силах полностью исключить массовые проявления нетерпимости, способные привести к обострению конфликтов и столкновений на этнической основе. Необходима перестройка психологии каждой отдельной личности.
Для коренных жителей России с особой остротой встают две задачи. Первая связана с сохранением за собой командных высот в политике, экономике, в крупном бизнесе, культуре и образовании, в также с повышением конкурентоспособности по отношению к пришельцами в среднем и мелком бизнесе. Вторая связана с сохранением и увеличением численности коренного населения России, т. е. с повышением рождаемости и воспитанием здоровой в физическом и нравственном отношениях молодежи. К коренному населению следует отнести, конечно, не только русских, но представителей всех народов, издавна проживающих на территории России. Наконец, следует привыкнуть к мысли, что отныне мы будем жить в таком сложном и разнообразном этнокультурном пространстве, которого не было не только нигде, но и никогда.
4. 7. Массовая миграция в Россию, ее причины и последствия.
4. 7. Массовая миграция в Россию, ее причины и последствия.
Период после 1991 года в России, как и во многих других странах постсоветского пространства, отмечен принципиально новыми этническими явлениями и процессами. Они связаны, прежде всего, с началом массовой миграции с юга. Применительно к России в конце 1980-х – 90-х это была миграции главным образом из закавказских республик (ставших независимыми), из Украины и из Китая. В 2000-е основной поток мигрантов пошел из республик Средней Азии.
Россия вошла в принципиально новую эпоху - эпоху резкого изменения национального и расового состава населения. Наступившая миграция по своим масштабам, значительно превзошла все предыдущие миграции, которые имели место на всем протяжении российской истории. Хотя сегодня нет оснований полагать, что ее результатом станет превращение российских городов в подобие американских Нью-Йорка или Сан-Фрациско с характерным для них крайне пестрым расово-этническим составом, с отсутствием ярко выраженного количественного преобладания одной этнической группы, однако последствия миграции нельзя недооценивать.
Процесс притока огромного числа выходцев из Азии и Африки активно развивается в последние десятилетия в странах Западной Европы. Европа все больше начинает напоминать Нью-Йорк или Сан-Франциско. Париж, Рим и многие другие города становятся местами, в которых коренные жители вот-вот превратятся в меньшинство, утонувшее в океане выходцев из южных стран афро-азиатского континента. Отметим, процесс миграции в Европу начался не в 2014 – 2015 гг. как результат бомбардировок странами НАТО Ливии, «революции» в Тунисе, вторжения американских войск в Ирак, войны в Сирии, а гораздо раньше. В 2014 – 2015 в результате названных событий он лишь интенсифицировался.
Напомним слова выдающегося итальянского писателя, философа и социолога Умберто Эко (умер в феврале 2016), который еще в 1998 году писал: “Сейчас в Европе впервые за 15 веков мы находимся перед новой волной массивной миграции, последняя миграция была миграцией готтов и висиготтов, которая изменила генетический и лингвистический состав этого континента. Сейчас мы стоим перед той же проблемой: с юга идет огромный поток, который ничто не может затормозить - ни один министр внутренних дел, ни один закон не сможет остановить эту волну, и вполне возможно, что через пятьдесят лет президентом Франции, например, станет араб или китаец, а будущий Папа Римский будет негром.” Умберто Эко предостерегает, что “такие перемены не могут происходить мирно. Они вполне могут вызвать кровавый период нетерпимости, и нужно приготовиться его пережить: это может быть проблемой будущего века.” [Интервью У. Эко корреспонденту «Независимой газеты»//Независимая газета. Ex libris. Книжное обозрение. 28 мая 1998. ]
Факты говорят о том, процессы в России развивались в общем и целом в том же направлении. Так, наплыв азербайджанцев в конце 80-- 90-е годы был по своим масштабам беспрецедентен: на начало 2000-х годов в Москве их уже насчитывалось свыше двух миллионов, т. е. около четверти всего населения. В 90-х и в начале 2000 гг. ежедневно в Москву прибывало свыше четырехсот азербайджанцев. В последующем, социально-экономическая ситуация в Азербайджане значительно улучшилась, соответственно – значительно уменьшился приток мигрантов из этой страны в Россию. Тем не менее, следует подчеркнуть, что далеко не все выходцы с юга рассматривают свое существование в Москве или других городах как временное. Напротив, по прошествии определенного периода пребывания они стремятся основательно закрепиться в Москве, не теряя, разумеется, связи с родиной.
Несомненно, что установить будущие временные границы самого явления фактически невозможно, поскольку совершенно невозможно определить, когда в южных республиках экономическая ситуация стабилизируется настолько, что пребывание выходцев из них в России потеряет свой смысл. Не исключено, что такое время не наступит никогда, или только после того, когда значительное число южан уже укоренится в России. Кроме того, отнюдь не очевидно, что современная массовая миграция связана исключительно с неблагополучным экономическим положением на родине мигрантов.
Россия притягательна не только для бедных, которые не в состоянии обеспечить себе минимум существования на родине. Россия остается и останется в будущем притягательной и для относительно богатых или даже для очень богатых выходцев из южных краев бывшего Советского Союза, поскольку в России они приобретают возможности для бизнеса, несравненно превышающие те, которые открываются на родине. Богатейшие ресурсы, огромная территория, финансовые потоки, несравнимые по своим масштабам с имеющими место в рамках относительно небольших экономик других республик, относительная близость российских центров по сравнению с удаленностью западных, наконец, доступность русского языка и наличие приобретенных в советское время старых связей - все это является стимулами к миграции в Россию самого разного по своему составу населения с юга. Поэтому коренным образом ошибочно рассматривать происходящее как разновидность сезонных "отхожих промыслов", популярных в далекие времена, - мы имеем дело с совершенно иным процессом – масштабным заселением территории России выходцами из других стран.
Отметим, что к 2012 - 2013 гг. в России в результате принятых законодательных мер процесс миграции стабилизировался. Численность мигрантов не возрастает: легально в России находится порядка 8-ми миллионов человек, еще порядка 2-х млн. - нелегально. Думается, что Россия в принципе прошла тот период, когда проблема отношений мигрантов и местного населения стояла исключительно остро. Решение этой проблемы стало возможным, благодаря усилиям руководства страны.
Обучение в российских ВУЗах студентов из стран Востока и Африки, разумеется, не имеет никакого отношения к процессам массовой миграции, о которых идет речь. Студенты этих стран оказываются порой в роли невинных жертв тех процессов, к которым они не имеют отношения. Особенно дикими являются нападения на выходцев из Индии. Индиец с детства воспитан в моральных традициях ненасилия. Для него насилие недопустимо даже по отношению к явному врагу, явному угнетателю, не говоря уже о немотивированном насилии. Поэтому выходец из Индии не только не готов к тому, чтобы оказать сопротивление, но и испытывает сильнейшее психологическое потрясение нападения на него со стороны незнакомых людей. Так называемые “скинхеды” 90-х нападали именно на тех, кто не способен оказать сопротивление. Впрочем, следует особо подчеркнуть, что посредством конфликтов и столкновений, проблема миграции неразрешима в принципе.
В России уже происходит новое смешение рас и национально-культурных типов. Какие выводы вытекают из констатации беспрецедентной массовости и новизны современных миграционных процессов? - Встречать мигрантов «с распростертыми объятьями»?
Что касается актов насилия в отношении к пришельцам, то никакого вопроса здесь возникать не должно, - их виновники должны быть найдены и наказаны в соответствии с законом. Но некоторые наши «либералы» 90-х видят в фактах насилия лишь поверхностную часть айсберга: иначе они вряд ли прибегли бы к понятию фашизма и разворачивали столь масштабную кампанию. Имеется в виду, что российское население, различными способами высказывало в 90-е – начале 2000-х недовольство массовым притоком мигрантов, чего, согласно мнению «антифашистов», оно делать не должно.
Видимо, с точки зрения «антифашистов» (российских оппозиционных либералов), чтобы не попасть в ряды «фашистов», местные жители, должны торжественно встречать мигрантов с охапками цветов, с хлебом и солью, под торжественные звуки музыки, и делать это желательно прямо уже на вокзалах и аэропортах, куда выходцы с Юга ежедневно прибывают сотнями, со всем своим скарбом, женами многочисленными детьми и т. д. Но российское население, почему-то не делает этого, - возмущаются «антифашисты». Более того, многие в той или иной форме высказывают свое отрицательное отношение к мигрантам. Так вот же он «фашизм», искомый и столь желанный для некоторых либо близоруких, либо откровенно антироссийски настроенных политиков, как западных, так и находящихся внутри России!
Между тем, не требуется большого ума, чтобы понять – факт массового и резкого наплыва пришельцев не может не вызывать ответной реакции местного населения. И такая реакция не может не быть никакой иной, кроме как негативной.
Во-первых, наплыв пришельцев осложняет, и без того сложное, положение на российском рынке труда. Пришельцы вытесняют укоренившееся население с обширных сегментов этого рынка. Вытеснению способствует дешевизна рабочей силы пришельцев: они готовы работать за те деньги и на тех условиях, с которыми россиянин не согласился бы. Кроме того, происходит демпинг, т. е. удешевление рабочей силы в целом, поскольку наличие резервной дешевой рабочей силы, опускает уровень оплаты труда в целом. Работодатели в области строительства, ремонта, сферы обслуживания и др. используют труд приезжих гораздо более охотно, чем труд коренного населения, поскольку их труд дешевле, они готовы работать без юридически оформленных договоров. С главой клана, например, узбеков, можно договориться в устной форме, а далее этот глава все организует сам, опираясь на национальные традиции беспрекословного подчинения старшему.
Во-вторых, такие крупные и прочно организованные общины как азербайджанская, китайская, вьетнамская уже полностью монополизировали рыночную торговлю продовольствием и промтоварами. Все рынки Москвы в 90-е – начале 2000-х годов находились под тотальным контролем азербайджанцев. Всякая же монополия ведет к отрицательным последствиям: росту цен, пренебрежительному отношению к покупателю. Она основывается на коррупции и постоянно подпитывает ее.
В-третьих, массовая миграция способствует росту преступности. Это происходит, отнюдь не потому, что вновь прибывающие в силу своей национальности, якобы, имеют особую склонность к деяниям преступного характера. Причина в том, что, оказавшись в России, выходцы из других краев, лишаются того общественного контроля за поведением, который на их родине осуществлялся со стороны старших по возрасту, родственников, знакомых и т. д. В новой стране, особенно, в крупных городах, они оказываются предоставленными самим себе, постоянный внешний контроль отсутствует. Милиция и правоохранительные органы вступают в действие лишь по факту преступления, т. е. когда человек уже вступил на неправедный путь.
В-четвертых, в крупных городах России образуются национальные общины, которых ранее не существовало. Такие общины характерны для азербайджанцев, вьетнамцев, китайцев. В рамках этих общин действуют моральные правила и нормы поведения, испокон века свойственные данным народам. Эти правила и нормы определяют поведение членов общины, требуют от них соблюдения моральных принципов. Но моральные принципы относятся только к отношениям внутри общины. Они не переносятся на местное население, которое воспринимается как чуждое. Следовательно, по отношению к представителям местного населения пришельцы чувствуют себя не связанными никакими моральными ограничениями. Их поведение диктуется только соображением получения денег. Отсюда – полное пренебрежение к российскому населению, к власти, закону, культуре и т. д.
Таким образом, массовая миграция порождает весьма серьезные проблемы. Эти проблемы не имеют никакого отношения не только к «фашизму», но и даже к межнациональным отношениям. Это противоречия между коренным населением, и теми, кто прибыл и продолжает прибывать на данную территорию. Национальный аспект это противоречие приобретает в силу того, что пришельцы относятся к национальности, отличной от тех национальностей, которые давно привычны для данной местности. Каковы важнейшие выводы из сказанного?
Во-первых, следует еще раз подчеркнуть никакими усилиями власти и любых других сил процесс миграции уже невозможно повернуть вспять, тем более, - насильственно депортировать всех мигрантов на их родину. Вероятно, это можно было сделать на раннем этапе, в 80-х - начале 90-х годов. Страны Балтии, т. е. республики бывшего СССР Латвия, Литва и Эстония, уже в то время обратили внимание на опасность резкого притока населения их южных республик и приняли самые серьезные меры. Сегодня в этих странах подавляющее большинство рыночных торговцев состоит из представителей коренной национальности и тех русскоговорящих, которые давно проживают в этих странах. Ни азербайджанцев, ни китайцев нет и в помине. Во-вторых, для российского общества, взятого в целом, миграция экономически выгодна. Мигранты (за исключением торговцев) создают в России гораздо большую прибавочную стоимость, чем те суммы денег, которые они отправляют на родину.
Государственная власть должна принять все меры к тому, чтобы положить конец стихийности и неуправляемости процессов миграции: они должны быть введены в строгое правое русло. Важно также наладить эффективную систему контроля по предотвращению нелегальной трудовой деятельности мигрантов на территории России, по прекращению ими нелегального вывоза из страны природных ресурсов. Все это задачи государственной власти. Для решения этих задач необходимо, конечно же, искоренить коррумпированность чиновников, полиции, всех представителей власти, имеющих отношения с мигрантами.
Однако власть не в силах полностью исключить массовые проявления нетерпимости, способные привести к обострению конфликтов и столкновений на этнической основе. Необходима перестройка психологии каждой отдельной личности.
Для коренных жителей России с особой остротой встают две задачи. Первая связана с сохранением за собой командных высот в политике, экономике, в крупном бизнесе, культуре и образовании, в также с повышением конкурентоспособности по отношению к пришельцами в среднем и мелком бизнесе. Вторая связана с сохранением и увеличением численности коренного населения России, т. е. с повышением рождаемости и воспитанием здоровой в физическом и нравственном отношениях молодежи. К коренному населению следует отнести, конечно, не только русских, но представителей всех народов, издавна проживающих на территории России. Наконец, следует привыкнуть к мысли, что отныне мы будем жить в таком сложном и разнообразном этнокультурном пространстве, которого не было не только нигде, но и никогда.
4. 7. Массовая миграция в Россию, ее причины и последствия.
4. 7. Массовая миграция в Россию, ее причины и последствия.