На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

4. 1. Нация, национальность, этнос……………………………….с.1.

4.2. Российское этническое многообразие. Ошибочность теории «плавильного котла»………………………………………………..с.8.

4. 3. О значении термина «русский». …………………………….с.20.

4. 4. «Быть русским» - признак генетический (кровный)?  Русский народ среди народов России……………………………………….с. 23

4. 5.  Присуща ли русскому народу «всемирная отзывчивость»?.с.35.

4. 6. Еврейский вопрос в России………………………………….с. 52.

4. 7. Массовая миграция в Россию, ее причины и последствия..с. 66.

 

4. 1.Нация, национальность, этнос.

           Кем считают себя люди, живущие на необъятных просторах России? Считают ли они  себя русскими, татарами, башкирами, удмуртами, якутами, армянами, евреям и т. д., то есть представителями только лишь определенного народа, входящего в состав России или населяющего ее, или же, - наряду с этим, - относят себя и к представителям более широкой общности - России в целом? Очевидно, что этот вопрос имеет огромное значение для настоящего и будущего России, прежде всего, для сохранения и укрепления российского единства. Прежде, чем ответить на него, обратим внимание на понятие, которое раскрывает восприятие человеком самого себя. Оно важно для дальнейшего изложения. Это понятие самоидентификации.

То, как человек воспринимает самого себя, к какой общности людей он себя относит, называется его самоидентификацией.

Самоидентификация, как правило, имеет несколько уровней. Человек относит себя к нескольким общностям, от самой малой, которой является семья или род, до самой большой, какой является человечество в целом. Так, житель Москвы, на вопрос, "кто он такой?", может ответить, что он представитель такой-то фамилии, житель такой-то улицы, определенного района Москвы, работник такого-то предприятия, москвич, русский (татарин, еврей и т. д.), россиянин, наконец, представитель человеческого рода, житель планеты Земля. Естественно, самоидентификация людей, населяющих Россию, включает в себя ряд подобных уровней.

Нельзя не учесть, что события, связанные с распадом СССР, образованием новых независимых государств, развитием национальных движений внутри России и другие, не могли не наложить отпечатка на самоидентификацию жителей бывшего Советского Союза. Однако важно иметь в виду, что огромное большинство населения современной России обладает самоидентификацией в качестве представителя России, "россиянина" (разумеется, наряду с другими уровнями самоидентификации). Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. Лишь небольшая часть опрошенных жителей России не относит себя к представителям России, назвав себя "советскими" (т. е. представителем бывшего СССР), или остановилась на идентификации себя в качестве определенного народа или национально-культурной общности.

Тот факт, что, не смотря на все сложности и трудности современного положения, подавляющее большинство жителей России ощущают себя ее  представителями, причем,  не только формально, не только по паспорту, следовательно, - сынами и дочерями России, - имеет огромное значение.

В самом деле, возможно ли существование какого-либо государства без наличия некоторой внутренней связи между людьми, - гражданами данного государства? Возможно ли государство без того, чтобы большинство его граждан не идентифицировало себя именно с ним, с этим государством, а не с каким-то другим? "Государство - это не только границы, институты и правовые декларации, но и то, что в качестве представления существует в самих людях. Если такого представления как одной из доминирующих идей нет, то нет и государства", - отмечает крупнейший отечественный специалист по этнографии В. А. Тишков. [Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики России//Национальная политика в России: история и современность. М. 1997. С. 6.44.] Следовательно, только опираясь на отмеченный факт идентификации себя в качестве россиянина, представителя России, - идентификации характерной для подавляющего большинства населения, - можно с уверенностью утверждать, что Россия подлинно существует как самостоятельное государство, существует как единая нация.

         Здесь термин "нация" употреблен в международноправовом смысле, так, как он употребляется в документах, признанных мировым сообществом. Однако не следует забывать о том, что в России распространено и иное понимание, о котором речь пойдет ниже. В международных документах под "нацией" понимается совокупность граждан определенного (данного) государства. По сути - это общегражданская идентичность, т. е. общность интересов лиц, являющихся гражданами определенного государства. Никакого этнического, кровнородственного элемента в данном понятии нет: все граждане данного государства, не зависимо от этнической, расовой, религиозной и иной принадлежности, признаются представителями данной нации. Такое понятие нации имеет западноевропейское происхождение, поэтому можно условно называть его "европейским". Однако существует также иное понятия нации.

         В отличие от нации в международноправовом смысле, оно не является строгим и определенным. Оно широко распространено в России. В этом случае под нацией в принципе может подразумеваться любой этнос, любой народ. При таком понимании любой народ России, в первую очередь из числа тех, которые имеют свою государственность (т. е. образуют на территории России соответствующие республики) составляет отдельную нацию. С этой точки зрения существует, например, азербайджанская нация  - совокупность всех азербайджанцев, не зависимо от мест их проживания; существует башкирская нация - совокупность всех башкир, не зависимо от мест их проживания и т. д. Характерно, что данное понимание испытывает затруднения в вопросе о том, признавать ли право называться "нацией" за малыми народами. Например, сторонники такого подхода без сомнений согласятся, что, например, грузины представляют собой нацию, но в отношении абхазов и осетин (народов, вошедших в советское время в состав Грузинской ССР и образовавших на ее территории самостоятельные республики) они вступят в нескончаемую и безрезультативную полемику.

Важно подчеркнуть, что в отличие от первого (международноправового) понятия нации, второе - прочно укорено в России. Именно оно является доминирующим. Можно сказать, что наличие двух понятий нации, о которых мы ведем речь, при доминировании второго, является одной характерных черт своеобразия российской ментальности в вопросах, касающихся обсуждаемой темы. Очевидно, что доминирующее положение второго понятия сохранится, по меньшей мере, в близком будущем. Реально можно рассчитывать лишь на то, что международно принятое понятие нации станет в скором времени общепринятым в среде образованных людей. При этом необходимо учесть, что введение в широкий оборот признанного мировым сообществом понятия нации не должно задевать национальных чувств представителей ни одного из народов России.

В связи со сказанным возникает вопрос о понятии "национальность". В целом для российского менталитета характерно отождествление понятий национальности и нации. Такое отождествление заложено во втором из отмеченных выше понятий нации и находится с ним в непосредственной связи. При первом же (международном) нация и национальность строго различаются. Национальность в этом случае - это совокупность людей, объединенных общим происхождением, языком, традициями и культурой. При таком понимании признается, в частности, что в России множество национальностей, но одна нация. В этом случае слово “национальность” становится синонимом слова "этнос"или словосочетания “этническая общность” (“группа”). Такое словоупотребление принято во всем мире. С его позиций, США, например, представляют собой единую нацию, в которую включено огромное множество этносов (национальностей). На сегодняшний день то же самое можно сказать практически обо всех европейских странах, которые все больше превращаются из стран с абсолютным доминированием одного этноса в конгломерат, состоящий из множества разнородных этнических групп, о чем мы будем говорить в дальнейшем.

 Международноправовая терминология позволяет достаточно определенно отображать сложные процессы современного мира. По пути принятия этой терминологии в общем и целом идет и российское законодательство, что нашло свое отражение, в частности, в утвержденной в 1996г. "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" и принятом в том же году законе Российской Федерации "О национально-культурной автономии".

Нередко говорится о том, что Россия - многонациональная страна, включающая в свой состав около 180 "наций, народностей, этнических групп”.  Такое словоупотребление укоренилось достаточно прочно. Однако, разделение этнических общностей на "категории", от более высокой до более низкой, несомненно, не может не ущемлять национального достоинства людей. Вообще, всякое выстраивание этнических общностей "по  ранжиру" совершенно недопустимо как по политическим, так и по этическим соображениям. Недопустимо и разделение этнических общностей на те, которые якобы "заслуживают" наименования "нации",  и те, которые не "удостаиваются" такой чести, заслуживая лишь наименования "этническая группа", или неопределенного - "народность". Тот факт, что некоторые этнические общности России имеют на ее территории собственные формы государственности, не должен служить основанием для того, чтобы резко выделять их из других, предоставляя им статус нации и лишая его других. Этот факт следует рассматривать лишь как свидетельство фиксированности территории, где исконно проживал данный народ, как свидетельство его исторической укоренности в России. Следует, в то же время, иметь в виду, что только 47 процентов представителей нерусских национальностей проживают на территориях "своих" республик.

В современных условиях понятие "национальное государство" (от слова "национальность") все более утрачивает смысл, - если такой смысл, вообще когда-либо существовал. Не только Соединенные Штаты Америки, известные своим многонациональным составом, но ни одно из современных государств не является и никогда не было мононациональным. Подавляющее большинство современных государств исконно населено многими народами. Ярким примером может служить такая страна как Япония. Хотя со стороны может показаться, что она этнически монолитна, но в действительности это не так. Народ Японии по своему этническому составу представляет собой сложный конгломерат народностей, таких как тунгусы, пра-айносы,, индонезийцы и малайцы. Однако, кто отважится сегодня оспаривать тезис, что Япония есть единая нация, единая самобытная цивилизация?

В последние десятилетия, в силу чрезвычайного роста процессов миграции, многоэтничность большинства европейских государств резко возросла. Если в прошлом можно было с несущественными оговорками говорить о доминировании одного ("титульного") этноса, то сегодня во многих случаях о таком доминировании говорить не приходится.

Например, сегодняшняя Франция не только не является "страной французов" (в этническом смысле), но и не является страной, в которой этнические французы занимают какое-либо исключительное место. То же самое можно сказать о большинстве европейских государств. Аналогичная тенденция действует и в России. Максимум, в чем может быть выражена некоторая "исключительность" титульного этноса, это признание его исторических заслуг в создании данного государства, т. е. того, что было сделано данным народом в прошлом. Например, в современных США ни одна этническая группа не имеет законодательно закрепленных привилегий. Однако всякий образованный американец знает, что решающий вклад в создание Соединенных Штатов в свое время внесли белые англосаксы протестанты (так называемые “wasрs”) - выходцы из Англии и ряда других стран Европы. Именно к ним относятся практически все отцы-основатели США. Их заслуги не могут быть оспорены со стороны других этнических групп, хотя из этого и не должны вытекать требования каких-либо законодательных преимуществ.

 Современная Франция по этническому разнообразию все более приближается к Соединенным Штатам. Этническим французам если и не грозит пока еще опасность остаться в своей стране в меньшинстве, то, во всяком случае, едва ли удастся в ближайшем будущем сохранить свое лидирующее положение. (Более подробно см. п.7. настоящей главы). Однако они с полным правом могут рассчитывать на то, что современный разноплеменный состав французского общества изъявит готовность признать исторические заслуги титульной национальности в создании и укреплении Французского государства. То же самое следует сказать о месте и роли русского этноса в России.

При всем разнообразии этнического состава России, при равноправии всех народов, следует без оговорок признать, что решающий вклад в создание и укрепление российского государства на протяжении многих веков вносили этнические русские, опирающиеся на соответствующую веру - православие. Они составили первичное этно-конфессиональное  ядро российской цивилизации. Такое признание предполагает только моральный аспект, но не может быть поводом для каких-либо юридически закрепленных привилегий. Моральное признание исторических заслуг титульного этноса призвано стать одним из факторов консолидации общества, фактором солидарности всех граждан данного государства, т. е. всей нации.

Подобно тому, как англосаксы-протестанты составили этно-конфессиональное ядро цивилизации в США, так и православно-русские составили такое же ядро российской цивилизации. Язык и культура этого ядра оказали решающее влияние на соединение всех элементов цивилизации в единое целое, на создание общих для всех частей цивилизации структур. Именно ядро во многом определяет характер и особенности цивилизации, ее отличия от других цивилизаций.

 

4. 2. Российское этническое многообразие: ошибочность теории «плавильного котла» .

Россия - гигантский конгломерат народов. По степени этнического разнообразия с Россией могут соперничать только Соединенные Штаты Америки, исконно бывшие страной иммигрантов.

Российское этническое разнообразие ведет свое начало от возникновения российской цивилизации, от ее первой исторической формы – с Киевско-Новгородской Руси. Уже тогда в ее состав, помимо славян, вошли народы финоугорской, балтской и скандинавской групп. В последующем этническое разнообразие России неуклонно возрастало. Особенно значительным был рост в имперский период российской истории, в петровское и  послепетровское время, в 18-ом, 19-ом, начале 20-го века. Именно в этот период в состав России вошли те народы, которые и по сей день составляют основу ее этнического разнообразия.

Не будет преувеличением утверждать, что с этого момента Россия стала грандиозной генетической и психологической лабораторией, в которой испытываются различные способы совместного существования необычайного разнообразия этносов и соответствующих им языков, культур, верований. Несомненно, что генетическое разнообразие России явилось одним из тех факторов, который позволял и позволяет добиваться успехов в самых различных видах человеческой деятельности. Этническое и культурное разнообразие России, стало предпосылкой грандиозных свершений, которыми вправе гордиться каждый россиянин. Оно является залогом таких свершений в будущем.

Отечественная историческая наука, сконцентрировавшись на вопросах классовой борьбы и пресловутой "эксплуатации", занималась и продолжает, к сожалению, заниматься по преимуществу развенчанием "проклятого прошлого". Между тем, прошлое призвано стать источником духовного опыта. Исторические испытания могут быть основой жизненной силы нации в настоящем, также как пережитые трудности и невзгоды способны закалить характер индивида. Чрезмерная концентрация на общественно-политических вопросах явилась причиной того, что историческая наука оставила незамеченным тот огромного значения факт, что на пространствах России совершался и продолжает совершаться масштабный эксперимент совместного бытия огромного числа народов, как резко различающихся по своим характеристикам, так и относительно близких по языку, культуре, генетическому типу.

Не иммиграция создала этот грандиозный бурлящий "котел" огромного множества этнических общностей и соответствующих языков, культур, верований. В большинстве случаев российские народы укоренены на своей территории, что, однако, не помешало им взаимно проникать друг в друга, совместно осваивать огромные территории, выдерживать исторические испытания, переживать трагедии и одерживать победы.

Российское этническое многообразие - это огромное богатство, ставящее немало проблем, но и приносящее благодатные плоды. В частности, именно оно способствовало тому, что российский дух приобрел широту, которая стала его отличительной чертой, внутреннюю свободу, которая недоступна привыкшим к унификации и упорядоченности народам Запада. Именно российское многообразие, в числе других предпосылок, превращает Россию в значительный фактор мировой жизни, заставляет считаться с ней мировое сообщество.

Несомненно, что вовлеченность в орбиту российской истории не оставила неизменным ни один из народов; ни один из народов не остался равным самому себе. Можно с уверенностью утверждать, что представители разных народов творили историю России, а история видоизменяла, трансформировала, творила их. Попытки вернуться к "исконному", "дороссийскому" положению несостоятельны даже для отделившихся новых независимых государств, хотя бы потому, что значительное число этнических представителей этих государств осталось в России, навеки став ее органической и неотъемлемой частью. Немалое же число выходцев из России, в свою очередь, навеки связало свою судьбу с образовавшимися на территории бывшего СССР новыми государствами.

За много веков, при достаточно широкой свободе брачных союзов, которая до 1917 года в большинстве случаев ограничивалась лишь религиозным признаком, а в последствии не ограничивалась со стороны государства никакими условиями, со всеми этносами России произошли, несомненно, значительные генетические изменения. В целом, вряд ли сегодня в России можно найти народ, чей генетический фонд остался в нетронутом виде, т. е. в том, в котором он существовал до вступления этноса в орбиту российской истории. Можно определенно утверждать, что генетическая вариативность в современной России огромна и продолжает возрастать, поскольку число смешанных браков не имеет тенденции к снижению. Вместе с тем, данное утверждение нуждается в пояснениях.

Казалось бы, можно ожидать, что в России имеет место смешение различных национальностей, и что Россия является с этой точки зрения ни чем иным, как огромным "плавильным котлом", в котором "варятся" и "плавятся" различные национальности. С одной стороны, так оно и есть. Но только с одной стороны. В действительности взаимоотношения национальностей (не только в России) - гораздо более сложны. Они не сводятся только к смешению, поскольку наряду с тенденцией к смешению постоянно действует и противоположная - тенденция к обособлению и самосохранению.

Вероятно, тенденция к смешению представлена в России более масштабно и отчетливо, чем в других странах с ярко выраженной многонациональной структурой, например, в США. Обратим особое внимание на то, что представление о США как о стране, где в невиданных масштабах осуществляется "смесительный" процесс различных народов, устарело и не соответствует действительности. Американские исследователи достаточно давно (в 50-е годы) пришли к выводу, что Соединенные Штаты - это "плавильный котел" (или "тигель"), в котором "все варятся", но далеко не все  "плавятся". Иначе говоря, совместное бытие представителей различных рас и культур в США не сопровождается, как можно было ожидать, исчезновением различий и переплавкой всех в нечто единое и однообразное. Крупнейший исследователь американской цивилизации М. Лернер писал: "Период, когда иммиграционный процесс считался в Америке аналогичным процессу, происходящему в "плавильном тигле", оказался, к счастью непродолжительным. Сегодня трудно найти серьезных писателей и мыслителей, которые бы не признавали ошибочность взгляда на американскую культуру как на нечто вроде  производственного процесса, сглаживающего культурные различия и превращающего разнообразный человеческий материал в монолит Большого Каменного Лица". [Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М. 1992. Т. 1. С. 118.]

Партийно-государственной идеологии советского периода, предусматривала в перспективе полное устранение национальных различий. Нельзя забывать, что идеология советского периода исходила из положения о "буржуазном" происхождении наций и делала отсюда вывод, что в будущем коммунистическом обществе нации "отомрут" и будущее единое человечество не будет знать национальных различий. Промежуточной фазой в движении к отмиранию наций призвано было стать социалистическое общество, в котором по теории должен был активно развиваться процесс сближения народов, устранения национальных различий.

Надо признать, что партийно-государственная идеология, в этом, как и во многих других случаях, отображала вполне реальные процессы. Дело в том, что как в советское время, так и во времена Российской империи действительно имели место процессы сближения и этнокультурного перемешивания народов России. Однако эти процессы, конечно, большей мере развивались стихийно, хотя и идеологическое воздействие отрицать не приходится. Кроме того, тенденция к перемешиванию никогда не была единственной: наряду с ней всегда действовала тенденция к самосохранению национальностей, к сохранению собственной этнической и культурной самобытности.

Говорить о том, что тенденция к перемешиванию когда-либо полностью и окончательно возьмет верх, нет никаких оснований. Напротив, события последних десятилетий говорят о мощной способности народов противостоять смешению, об их могучем стремлении сохранить свою культурную, религиозную и этническую самобытность. Видимо, в перспективе нас ожидает не "монолит Большого Каменного Лица" (по выражению М. Лернера), а мир культурного и этнического разнообразия. Таким образом, тенденцию к интеграции, к сближению народов, которая, несомненно, действует как в России, так и в современном мире в целом, не следует понимать в смысле устранения национальных различий. Ее следует понимать как налаживание контактов и взаимопонимания при сохранении различий.

Тем не менее, есть основания полагать, что тенденция к смешению этносов в России выражена в целом ярче, чем где бы то ни было. Число смешанных браков в России всегда было значительным. "В СССР был и сохраняется в России высокий уровень мисцегенации (генетического смешения - В. Ш.) и число потомков смешанных браков составляет огромную часть населения", - отмечает крупнейший современный специалист. [Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики России.//Национальная политика России: история и современность. М. 1997. С. 629.].

Особенно легко вступают в смешанный брак этнические русские. Семья, в которой один из супругов русский, а другой - грузин, армянин, дагестанец, казах, еврей, чуваш, мордвин и т. д., не является редкостью в России. Гораздо меньше распространены, но не являются абсолютными исключениями,  браки между представителями нерусских этносов. Действие тенденции смешения в прошлые века вряд ли можно отрицать, хотя трудно привести для ее подтверждения достоверные статистические данные. Насколько можно судить, статистика на этот счет не велась. Не располагая статистикой, сошлюсь на слова И. Ильина, косвенно подтверждающие гипотезу о традиционности для России смешанных браков:  "Американские антропологи исчислили, что вариации в строении черепа у населения России не превышает 5-ти пунктов на сто, тогда как французское население варьирует в пределах 9-ти пунктов, а итальянское - в пределах 14-ти пунктов, причем средний череповой тип чисто русского населения занимает почти середину между неруссифицированными народами Империи”. Ильин ссылается на работу А. А. Башмакова, чей труд "Пятьдесят веков этнической эволюции вокруг Черного моря" вышел в 1937 году в Париже (на французском языке).

  Таким образом, существует немало оснований полагать, что тенденция к смешению этносов в России представлена достаточно ярко. Вместе с тем, нельзя ни в коем случае забывать, что эта тенденция никогда не была абсолютной и не может быть таковой в принципе: наряду с ней действует тенденция к обособлению и самосохранению. Это означает, что всегда значительным остается и останется навсегда число людей, желающих родить детей в союзе именно с представителем своего народа (этноса, национальности).

История России, вероятно, уникальна, в частности, тем, что за многие века совместного существования, - существования, полного суровых испытаний, - ни один этнический тип не исчез с лица Земли, ни один народ не был уничтожен, не погиб в бурных водоворотах истории. Российское этническое разнообразие неуклонно возрастало и продолжает возрастать. Ничто не предвещает того,  что впредь будет по-иному. Следовательно, нам необходимо отдавать себе полный отчет в том, что мы живем в многонациональной стране, что все мы разные и останемся разными и нам нужно уметь жить вместе. Очевидно, что это не просто.

Задача состоит в том, чтобы удерживать внутри себя несколько типов ментальности в органическом равновесии. В условиях, когда человек окружен представителями разных этносов, разных культур, когда вокруг слышна разноязычная речь, когда многое кажется чуждым и непонятным, человеку свойственно испытывать психологический дискомфорт. Ему необходимо прилагать усилия для того, чтобы приводить себя в состояние душевного равновесия. В России все, кто не относит себя к русскому этносу, постоянно живет как бы в двух мирах, в двух измерениях, оказываются носителями двух типов ментальности. Это требует определенных усилий, предполагает наличие определенных навыков.

Человеку может казаться, что он постоянно стоит перед проблемой выбора по принципу "либо - либо", хотя в действительности, такая дилемма перед ним может и не стоять. В этой связи следует различать ассимиляцию и аккультурацию. Ассимиляция - это полная или почти полная утеря исконного состояния и столь же полное освоение нового состояния. Ассимиляция - это своеобразная "улица с односторонним движением". В отличие от нее, аккультурация - это приобретение основных черт нового состояния при сохранении основных черт исконного. [См. Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм//Советская этнография. 1978. С. № 2.]

 Успешная аккультурация не означает, что человек полностью овладел ценностями другой культуры, обязательно отказавшись от своих прежних ценностей. Аккультурацией называется усвоение человеком, выросшим в одной национальной культуре, существенных фактов, норм и ценностей другой национальной культуры [См. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язк и культура. М. 1990.]. Своеобразная разновидность аккультурации может иметь место и в том случае, если человек изначально растет и воспитывается в многонациональной среде. Для нас важно, что в России (как и во многих странах современного мира) огромное число людей с детства растет и воспитывается в двух традициях, двух культурах, в двух языковых средах. Первый круг традиций, культуры и языка связан с ближайшим окружением, семьей, в первую очередь, с родителями. Второй круг - включает в себя общение на улице, в школе (если преподавание ведется на русском языке),  в последствии, на работе и в рамках любой, специально этнически не ограниченной, публичной деятельности. Такое положение мы характеризуем как «двухъярусная структура личности».

Согласно идее двухъярусности каждый представитель цивилизации становится носителем характера и ментальности, общих для данной цивилизации, без обязательной утраты социально-психологических черт той национальности, к которой он исходно принадлежит. Усвоение общих для данной цивилизации черт не предполагает также и обязательного отказа от религиозной принадлежности (от веры предков) и отрицания тех ценностей, которые связаны с принадлежностью к той или иной конфессии. В современных условиях в России нет принципиальных препятствий для развития любого языка и любой национальной культуры. Для этого не обязательно проживать на территории соответствующей республики. Закон "О национально-культурной автономии" предусматривает возможность создания национально-культурных обществ и других объединений для любой этнической общности на всей территории России.

Идея двухъярусности актуальна, первую очередь, для тех семей, которые не являются собственно русскими, но укоренены в России, относятся к числу ее коренных народов, к числу издавна проживающих в ней или связавших с ней свою судьбу на протяжении жизни хотя бы одного - двух поколений. Что же касается собственно русских, то для них, разумеется, аккультурации как отдельного процесса не существует, или точнее, - он совпадает с общим процессом вступления во взрослую жизнь, овладения навыками жить в обществе, социализации. В этом случае, на первый план выходит другая задача, связанная с осознанием того, что Россия это не "страна русских", а страна многих национальностей. Следовательно, нужно научиться жить и успешно общаться в условиях  многоэтничности, многоконфессиональности и т. д. 

Эта задача - составная часть огромного комплекса,  который можно было бы обозначить как проблему "свой и чужой". Именно с этой проблемой связаны многие противоречия современного мира. Несомненно, именно она является главной для межнациональных отношений. Именно о ней, применительно к России, мы будем более подробно говорить в дальнейшем.

 Пока же отметим, что, в общем и целом, в России сложилась прочная традиция успешного сосуществования многих народов. Разумеется, абсолютно бесконфликтное бытие возможно только в мечтах, или в раю, на небесах. Однако, если окинуть мысленным взором несколько последних столетий российской истории, то острых межэтнических конфликтов обнаружится не так много. В большинстве случаев у российского человека хватало здравого смысла, чтобы своевременно устранять возможные недоразумения на этнической почве. Это не может не свидетельствовать о наличии у российских людей прочных навыков межэтнического общения.

В отличие от США, где этническое разнообразие явилось продуктом иммиграции, в России национальности, в большинстве случаев, укоренены, являются исконными для данной территории. Вместе с тем, в процессе исторического развития произошло значительное "распыление" всех народов по всему российскому пространству: как отмечалось, только 47 процентов представителей нерусских народов проживают на территории "своих" республик. Кроме того, следует не забывать, что все крупные российские города многонациональны по своему составу, а в них проживает около половины населения страны. Такое сочетание территориальной укорененности и распыленности, видимо, уникально для современного мира. Оно, частности, способствует выработке своеобразной формы чувства родины. С одной стороны, существует "малая" родина - тот регион или та республика, которая является колыбелью данного народа, с другой - "большая" родина, вся Россия, (и даже весь бывший Советский Союз) в которой проживают родственники, друзья, знакомые и т. д. Такое чувство "большой" родины является одним из факторов той характерно российской широты духа, которая отличает его от духа народов Запада.

Своеобразие российской распыленности еще и в том, что нигде в России не встречаются особые "кварталы", заселенные представителями одной национальности. Такие кварталы - типичное явление для США, а последние десятилетия становится все более характерным и для Западной Европы. В прошлом такое локально ограниченное ("точечное") расселение отчасти было характерно и для российских городов. Следы его сохранились, например, в московских названиях Большая и Малая Грузинская, Большая Татарская улицы, Армянский переулок и др.  Не исключено, что в российских городах в скором будущем могут появиться китайские кварталы, азербайджанские кварталы и др.  Этот вопрос специально будет рассмотрен ниже. Сейчас же подчеркнем, что характерное для России, особенно в ХХ веке, распыленное, "диффузное" расселение, конечно, в немалой степени способствовало как отмеченному выше большому числу смешанных браков, так и выработке навыков межэтнического общения.

К сожалению, ситуация в области межнациональных отношений часто осложняется тем, что трудности и противоречия совместного бытия народов так или иначе  создают благоприятную почву для политических и иных нечистоплотных спекуляций. На этих противоречиях спекулируют и паразитируют различные политические силы и группировки, подогревая и углубляя в своих интересах межнациональную напряженность, а иногда и прямо провоцируя конфликты на национальной и религиозной почве. Так, тезис о русских "угнетателях" нередко используется в сугубо политических целях, т. е. в целях, весьма далеко отстоящих от действительных проблем межнациональных отношений.  Это имеет место, например, в бывших республиках Советской Прибалтики (нынешних странах Балтии: Латвии, Литве, Эстонии). Он активно насаждается в Украине. Тезис о «русских оккупантах» («угнетателях», «эксплуататорах», «поработителях» и т. д.) применяется для оправдания политики дискриминации в отношении некоренного населения, или для нагнетания напряженности между данными странами и Россией.

Внутри России сохраняется вероятность этнократических тенденций. Этнократия - это власть, построенная по этническому признаку. При этнократическом устройстве власть закрепляется за представителями одного этноса, в то время как представители других этнических общностей под разными предлогами к рычагам государственной власти не допускаются. Таким образом, этнократическое государство в той или иной форме предполагает национальную и расовую дискриминацию. Оправданием этнократии в большинстве случаев служит защита интересов коренного или титульного этноса против "пришельцев", "инородцев" и т. п. В ряде случаев делаются попытки закрепить преимущества титульного или коренного этноса законодательно, однако чаще, этнократия использует в своих интересах массовые настроения народа, подогревая недовольство в адрес "чужаков".

В современной России этнократические тенденции, как правило, не заходят столь далеко, чтобы прямо провоцировать национальную рознь, хотя опасность развития событий в направлении обострения межнациональных отношений на почве этнократии сохраняется. Тем не менее, чаще этнократические аргументы пускаются вход с целью скрыть злоупотребления и различные нарушения со стороны власти. Нередко проворовавшийся политик или представитель руководства той или иной республики отметает всякую критику в свой адрес, на том основании, что эта критика, якобы, направлена против соответствующего народа, против его "возрождения", "развития" и т. д. Всякий, стремящийся  к восстановлению законности и справедливости, ложно изображается как противник всего народа. Нередко нечистоплотный руководитель находит поддержку в центре, Москве.

 Неудачное проведение реформ 90-х годов и, в следствии этого, крайне низкая популярность центральной власти заставляла ее искать опору в лице нечистоплотных региональных и республиканских руководителей. Ельцинское руководство ввело в практику политической жизни принцип "круговой поруки", применимый в среде воров, но не в политике цивилизованного государства. В соответствии с этим принципом в обмен на поддержку со стороны руководства республик, центр "прикрывает" произвол и злоупотребления последних, не допуская их разоблачения на законной основе. Не требуется специально доказывать, сколь опасна подобная практика.

Не будет преувеличением утверждать, что этнократия и связанные с ней национальная и религиозная рознь - это "дамоклов меч", висящий над Россией, и как ничто другое угрожающий ее целостности. Недооценка опасности этнократических тенденций способна привести к распаду страны на множество мелких государств, построенных по принципу этнократии, в которых люди "нетитульной" национальности окажутся людьми второго сорта, - не говоря уже о том, что подобный распад будет сопровождаться ожесточенными столкновениями соперничающих группировок и кланов. Эти столкновения самым негативным образом скажутся не только на нетитульных национальностях, но и на всем населении.

В принципе, решающим средством для устранения почвы для этнократических тенденций стал бы полный отказ от национально-территориального принципа деления, т. е. переход к чисто территориальному делению: губернскому, районному и т. д. При этом все национальности должны сохранить всю полноту гражданских прав на всей территории страны. Они должны сохранить право на создание собственных национально-культурных обществ, развитие своей культуры вне зависимости от того, в каком регионе страны они проживают, как это и предусматривается Законом “О национально-культурной автономии”. Однако подобный переход требует особой осторожности и осмотрительности. Надо учитывать, что существовавшая более 70-ти лет национальная государственность воспринимается в массах как единственная возможная форма организации национальной жизни. Резкое снижение ее значимости может быть использовано националистическими настроенными слоями общества с целью разжигания национальной розни.

Картина дня

наверх