ПАТРИОТИЗМ.
Пушкин в "Записке о народном воспитании" исходит из того, что служение государству тождественно служению родине, поскольку государство — это то, что оформляет разрозненные группы населения в единое целое, рождает чувство сопринадлежности людей к чему-то общему и дорогому для них — к родине.
«Государство, — писал Ильин, — в своей духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом».
«Духовный смысл гражданства, — подчеркивал Ильин, — и
жизненная сила его нуждаются в сводной любви гражданина и в его добровольном самообязывании; необходимо, чтобы формальная причисленность к ГОСУДАРСТВУ не оставалась пустой и мертвой видимостью, но была исполнена в душе гражданина живым чувством, лояльной волею, духовной убежденностью, необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями
своего государства".
Таким образом, согласно Ильину, понятие государства является принципиально важным для уяснения смысла понятия «родина» — на этом же тезисе, как следует из предыдущего, основываются и рассуждения Пушкина.
Родина остается чем-то абстрактным, ПОКА ОНА НЕ ОБЛЕЧЕНА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ФОРМУ, не является государством со всеми его атрибутами: государственной границей, государственным аппаратом управления, органами правопорядка и др., при этом все эти институты должны быть основаны на принципе права.
Поэтому совершенно ОШИБОЧНЫМ, по сути утопическим и даже разрушительным является убеждение, что якобы можно любить
свою родину, но не любить свое государство и способствовать его разрушению.
К сожалению, такое убеждение было распространено как в дореволюционный период — среди дворянской и разночинской интеллигенции, так и сегодня. НО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПАТРИОТ ТОТ, КТО ПРЕДАН СВОЕМУ ГОСУДАРСТВУ, СЛУЖИТ ЕМУ, ЗАБОТИТСЯ О ЕГО СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ.
Конечно, государство, как правило, несовершенно. Но это не значит, что можно «из любви к родине, из любви к народу» сломать государство в надежде быстро построить новое, — «совершенное».
Исторический опыт однозначно свидетельствует, что разрушение даже «плохого» государства, ведет к самым отрицательным последствиям.
Об идее служения в контексте российской истории см. подробнее: Никонов В.А. Российская матрица.
М.: Русское слово, 2014;
Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М.: ФАИР-
ПРЕСС, 2003. С. 441–478.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. О государстве // Собрание сочинений в 10 томах. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 234–254.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 50. Июнь 2015 г.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2015.
ОППОЗИЦИОННОСТЬ не в том, чтобы криками «долой!» провоцировать государственный переворот, а в том (говоря словами Пушкина), чтобы «служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений». Такая оппозиционность не противоречит патриотизму.
ПАТРИОТИЗМ же — это не просто любовь к родине и даже не служение абстрактно понятой родине.
Патриотизм - это служение родине, оформленной в ГОСУДАРСТВЕННОЕ целое, то есть служение государству, которое данный человек считает своим.
Патриотизм НЕВЕРНО также определять только КАК СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ, поскольку, только будучи собранным и объединенным в государство, народ превращается в нацию и только соответствующее государство способно оберегать ее язык, культуру, защищать само ее существование.
Государственная власть обеспечивает национальные политические и
экономические потребности народа данного государства, его граждан. Утрата государственного суверенитета или даже его части не позволит проводить политику национальных интересов — она приведет к подчинению этой политики интересам других государств, других народов.